Аштанга Йога Шала Parámpara

Аштанга-виньяса йога в традиции Шри. К. Паттабхи Джойса

Аштанга-виньяса йога – интенсивная, динамичная практика. Однако развитием силы и гибкости она не ограничивается. В нее входят также психофизические техники, глубоко воздействующие на тело и сознание: особый вид дыхания, фиксация взгляда на определенных точках (дришти) и удержание энергетических замков (бандх). Шри К. Паттабхи Джойс утверждал, что аштанга-виньяса йога – это дорога к познанию своей истинной природы, к духу, пребывающему в любом из нас.

Изучение философии йоги и чтение сакральных текстов являются только частью пути. Книги указывают, как прийти к свободе и счастью, но нужно действовать, чтобы запустить процессы физического, интеллектуального и духовного обновления, преобразовать тело и ум. Шри К. Паттабхи Джойс любил повторять, что аштанга-виньяса йога – это 99% практики и 1% теории.

В аштанга-виньяса йоге приемы дыхания, асаны, техника виньяс, бандхи и дришти тесно взаимосвязаны. Сочетая их, мы разогреваем тело, развиваем гибкость и тем самым защищаем себя от травм. Внутренний жар запускает процессы очищения, затрагивающие все оболочки человека, его внутренние органы, мышцы, нервную систему, сознание и душу.

В аштанга-виньяса йоге наряду с асанами и пранаямой применяются психофизические техники: виньясы – специальные движения, выполняемые синхронно с дыханием, бандхи – энергетические замки и дришти – концентрация взгляда на определенных участках тела или пространства. Три этих метода, называемых тристхана, помогают направить внимание внутрь, не позволяют отвлекаться на внешние объекты, способствуют глубокому погружению в практику и переходу в медитативное состояние (дхьяну).

Виньяса

Виньяса (vi – двигаться, nyasa – располагаться) представляет собой технику выполнения асан в аштанга-виньяса йоге. Это способ соединения асан в последовательность с помощью дыхания и движения. Комплекс виньяс и асан основательно разогревает тело, заставляя его усиленно потеть. Благодаря этому мышцы, внутренние органы и нервная система очищаются от токсинов и блоков.

Делая виньясы, мы очищаем тело, развиваем силу и гибкость, при этом ум становится ясным, спокойным и сконцентрированным.

Согласно традиции метод виньяс заучивается наизусть: последовательность и название асан, количество виньяс в каждой асане, точки фиксации взгляда и фазы дыхания. Только так можно выработать двигательные навыки, при которых не требуется сознательно контролировать свои действия и удается целиком сосредоточиться на внутренней йоге.

Дыхание

От дыхания зависит наша жизнь и здоровье, а также способность контролировать ум. Поэтому неудивительно, что управление дыханием является одной из основных составляющих практики. Дыхание служит своего рода проводником между сознанием и телом: сознание регулирует дыхание, делая его ровным и глубоким, и заставляет тело двигаться в одном темпе с дыханием, а это в свою очередь воздействует на сознание и успокаивает ум.

Дыхание, используемое в аштанга-виньяса йоге, характеризуется своеобразным шипящим звуком, который возникает в гортани при вдохе и выдохе и напоминает морской прибой или шум ветра в кроне дерева. Контролируемое сужение голосовой щели позволяет устанавливать такую длительность и интенсивность вдохов и выдохов, которые соответствуют асане и снабжают организм нужным количеством кислорода: тело наполняется свежей энергией и вырабатывается тепло, достаточное для хорошего потоотделения.

Бандхи, или энергетические замки

Бандхи воздействуют на энергетические токи тонкого тела –прану и ваю. Бандха, или замок, не позволяет пране рассеиваться и направляет ее в нади. Организм очищается, наполняется бодростью и энергией. В асанах бандхи служат еще и точкой опоры, которая позволяет перераспределять вес, делая одни части тела легкими, другие тяжелыми. Это помогает правильно осваивать асаны. Работа с бандхами укрепляет глубинную мускулатуру, улучшает устойчивость и гибкость. Выполнить асану становится проще. Бандхи защищают внутренние органы, а также очищают и нормализуют работу органов пищеварения.

В практике асан применяются две бандхи: мула (корневой замок) и уддияна (абдоминальный замок). Третья бандха, джаландхара (горловой замок), используется только в пранаяме при задержке дыхания. Эти три замка тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Выполняя асаны, мула-бандху подтягивают к пупку, где она объединяется с уддияна-бандхой, которую поджимают к позвоночнику и поднимают. В пранаяме к ним подключают джаландхара-бандху.

Важно, что в асанах и виньясах бандхи применяются с разной интенсивностью. Внимательно отслеживайте состояние бандх: обычно они удерживаются с умеренной силой, но в некоторых случаях их нужно слегка отпустить, в некоторых – сжать максимально.

Дришти, или точки фиксации взгляда

В аштанга-виньяса йоге принято, удерживая асану, смотреть на определенную точку – дришти. Тогда внимание не рассеивается, и можно целиком сосредоточиться на асане и инструкциях преподавателя. Дришти является также одним из средств отстройки асаны: переводя взгляд, мы корректируем положение головы.